Забота о развитии еще народившегося ребенка
Современные исследования показали, что начиная примерно с четвертого месяца беременности человеческий плод уже осознает, что делается вокруг, — чувствует, слышит и по-своему понимает происходящее. Он реагирует на внутренние изменения в лоне матери и на внешние раздражители, которые доходят до него (когда ему что-то не нравится, он ворочается или бьет ножками). Запоминает слова и целые выражения, слышит музыку. Реагирует на ссоры родителей, никотин, яркий свет, направленный на живот матери. Прислушивается к разговору родителей, реагирует на интонации их голосов. Когда к нему обращаются отец или мать, он успокаивается, ритм его сердца приходит в норму.
Развивающийся плод запоминает не только сенсорную (относящуюся к чувствам, ощущениям) информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые «поставляет» ему мать.
Французская ассоциация пренатального (предродового) воспитания провела опрос пятисот женщин. Выяснилось, что многие из них во время беременности мало думали о вынашиваемом ребенке, занятые своими проблемами. Дети, которых они произвели на свет, имели при рождении небольшой вес, серьезные нарушения в работе пищеварительного тракта, были нервными и плаксивыми.
Важно помнить, что существует четкая связь между болезнями новорожденных и сильными стрессами, пережитыми матерями во время беременности, но не следует, конечно, брать в расчет быстро проходящее чувство тревоги и беспокойства. Плод подвержен воздействию только сильного стресса, глубоких и длительных переживаний матери. К ним относятся, например, ссоры между супругами, которые, повторяясь, превращаются в застывшую модель общения. Но в любом случае матери обладают своеобразным щитом, защищающим находящегося в чреве ребенка, — любовью к нему.
Исследования ученых свидетельствуют о том, что беременная женщина, как никто другой, является средоточием различных энергий, структурирующих материю. Ее поступки, мысли и чувства способны образовывать и притягивать вполне определенные типы энергий. Женщина может либо отмахнуться от этого факта, либо приложить по возможности все силы для того, чтобы направить свою психическую или физическую энергию по наиболее удобному для ребенка руслу. Исключить из своей жизни негативные моменты, предоставить формирующемуся ребенку наилучший физический материал и самую качественную информацию, существующую на сенсорном, эмоциональном и ментальном уровнях.
Здесь не может быть четко разработанных и обязательных методов и рецептов, поскольку это противоречило бы самой сути воспитания, которое можно рассматривать как пробуждение, но могут быть добрые советы, касающиеся физического, эмоционального и ментального уровней.